FUTURUM — интервью

Что означает название Вашего проекта и выставки — FUTURUM ?

Название FUTURUM  ( произносится как ФУТУРУМ) навеяно самой нынешней эпохой. Это слово переводится с латыни как будущее.
Сейчас все в мире насыщено ощущением будущего, как времени глобальных перемен.

Люди с тревогой всматриваются в смутные очертания грядущего.

Ищут знаки и ориентиры, обращаются к архетипам ощущая наступление будущего.

В общем то, миссия художника показывать эти знаки, эти образы будущего.

В Вашей живописи преобладает минимализм, а графика насыщена образами, объектами и действиями, находящимися в сложных взаимоотношениях.

Почему Ваши живописные работы и Ваша графика такие разные ? Как бы Вы могли это объяснить ?

Во первых — графика и живопись, это хоть и родные сестры, но характер у них очень разный.
Разный сам язык выражения мыслей и чувств.
Графика больше оперирует линией и формой. Живопись больше оперирует цветом и объемом.
Но конечно это достаточно относительное, условное деление, особенно в последнее время тотального смешения стилей и быстрого развития современных медиа.
Это очень обширная тема, на эту тему написано много книг и статей.
Одним словом, различие в моей графике и живописи может быть обусловлено разницей в инструментах выражения.

Во вторых — графика, о которой Вы говорите, как отдельное стилевое направление разрабатывалось мною достаточно давно. Более 20 лет назад.
Многое изменилось с тех пор. Это изменение можно увидеть и в моих работах.
То есть можно увидеть естественный процесс развития, эволюции художника.

На картинах в серии живописи «Белое Солнце» изображены примитивы — геометрически простые предметы и объекты, они кажутся «пустыми», есть ощущение некой недосказанности. При этом у зрителя невольно может возникнуть желание заполнить эту «пустоту» и недосказанность. Но при знакомстве с картинами из серии «Недоступность» становится понятно развитие этой «пустоты», как метафизического взаимодействия неких архетипических образов. Все это позволяет трактовать эти произведения как наполненные философскими смыслами и поиском. Считаете ли Вы себя философом в искусстве ?
Серия «Белое солнце» очень Санкт-Петербургская серия. Само ощущение этого, самого интересного в мире, как я думаю, города предполагает сумрак, туман, недосказанность, исчезающие в утреннем и стылом воздухе конструкции и образы.
Образы, навеянные темной и длинной зимой, характерной для этих широт.
Серия была написана в период зимы 2013-2014.
Белесые, «седые», от соли и изморози, очертания часто можно увидеть здесь на исходе этой долгой зимы.
Минималистические средства выражения, по моему мнению, сегодня особенно актуальны.
Каналы восприятия современного человека абсолютно перегружены внешними стимулами.
Что уже признано учеными, исследователями и представителями медицины.
Представьте жителя 19-го века в нашем времени. Он бы вероятно тронулся умом от перегрузки информацией.
Порог восприятия современного человека чрезвычайно высок.
Поскольку порог восприятия столь высок, сознание отсекает все, что этот порог не превышает.
То есть, в каком то смысле, современный человек ослеп, спектр его восприятия сузился.
Так, возможно, могут быть потеряны ориентирующие знаки и символы.
Мои работы возвращают эти знаки и символы.
При этом они, эти знаки и символы, представлены не манифестирующе, действуют опосредованно, а не грубо и «в лоб».
Они ничего не навязывают сознанию, напрямую обращаясь к подсознанию и его архетипам.
Так происходит диалог зрителя и картины.

Минимализм серии «Белое солнце» это деконструкция символов и образов современности, очищение изначального образа от лишнего, наносного, освобождение от рекламных наклеек.
Так например работа «Чашка риса» использует символ чашки с едой. Все, что человеку нужно, чтобы жить.
Образ подан *как есть*, натуральным и голым, ничего не “продавая” зрителю.
Возвращая ему, зрителю, изначальный смысл и значение простой еды.
Сравните этот образ с рекламой Мак-Дональдс или другого фаст-фуда.
Подумайте.

Если все, что я сказал, отвечая на Ваш вопрос, можно назвать философией, тогда меня можно назвать философом в искусстве.

 

Поясните пожалуйста — чем обусловлено частое использование «мраморного серого» цвета в картинах серий «Белое Солнце», «Недоступность» и «Миражи», который художественные критики уже воспринимают как «фирменный знак» и узнаваемый стилевой элемент Вашей живописи.

Что этот цвет символизирует, какой смысл передает ?

Этот цвет, который Вы называете «мраморный серый», получается в результате специальной живописной техники создания фона картины.
Мне кажется, что такой фон создает особую атмосферу для восприятия произведения живописи.
Значение фона для формирования всей сцены живописного произведения является определяющим, на мой взгляд.
«Мраморный серый» фон придает картине некоторую загадочность, возможно — немного мистики.
Этот фон очень похож на грязноватый весенний снег, когда подтаявший лед обнажает очертания, скрытых до наступления весны, объектов и предметов.
Может это символизируют победу жизни над смертью, так как означает, что объект пережил зиму и вернулся к нам, в этот мир, под лучи весеннего Солнца.
Возможно это одновременно символизирует призрачность, неопределенность окружающей реальность, где мы можем различать лишь очертания и грани предметов и объектов.
В серии живописи «Миражи» повторяется образ двух фигур на краю пропасти, как будто готовых сделать шаг в бесконечность. Что отражает этот образ — настоящее, прошлое или будущее ?

Работы этого цикла создавались без определенного замысла, очень интуитивно,  в конце 2013-го и ранней весной 2014 года.
Как позже выяснилось, этим летом действительно произошли события, после которых эти картины можно оценить как своеобразное пророчество.
Это — очень личное, семейное — поэтому без подробностей.
Откровенно говоря, многие мои картины и для меня самого — загадка.
И часто — загадка до определенного момента.
Возможно это было послание, возможно — предупреждение.
Во всяком случае эти картины трогают, привлекают некоторых, вполне определенных людей.

Чем именно — они и сами порой затрудняются сказать.
Должен оговориться — я больше материалист, человек западной культуры и мировоззрения, не мистик, я осведомлен о том, что между ушами не эфир, а мозг.

Как ученый-нейрофизиолог в прошлом, я это знаю наверняка.
Тем не менее, жизнь научила меня прислушиваться к собственной интуиции и новым неизвестным ощущениям.

 

В Вашей графике и живописи на протяжении многих лет присутствуют некоторые повторяющиеся образы, например груши и ирисы.

Есть какой-то скрытый, особый смысл в этом?

Груши очень архетипичны.
Груша и формой и вкусом символизируют женскую грудь.
Ирисы обладают изысканным, можно сказать — совершенным, природным дизайном, исключительным по красоте цветом и формой.
И груши и ирисы очень нравились мне еще в детстве, мне нравилась и форма и цвет.
Мне приятно и интересно было их наблюдать и исследовать.
Видимо с тех пор эти образы и сопровождают меня и мое творчество.

 

Одна из Ваших серий графики называется Кали Юга.

Что на символизирует и о чем она ?

Является ли она отражением образов будущего?

Или она повествует о той мрачной эпохе тьмы и духовного измельчания, которая, в соответствии с индуистской мифологией, сейчас продолжается ?

На первый взгляд графические серии Кали-юги и Карма кажутся антагонистическими.

Какая из этих серий больше направлена в будущее ?

Что больше подходит к названию выставки FUTURUM, как Вы его себе представляете ?

Действительно — Кали-Юга это символическая серия.
Мир насыщен знаками и символами и, есть и такая точка зрения, управляется им.
Художник чувствует и отображает знаки, которые видит.
Он наделен способностью эти знаки различать и акцептировать.
Чтобы затем передавать зрителю, доступными художнику средствами.
Если послание художника правдиво, оно всегда находит отклик у зрителя.
Неотъемлемое право самого зрителя трактовать увиденное в категориях духовного или иного.
Отображение правды, как абсолютный императив творчества, ставит точку в вопросах моральной ответственности художника, так мне думается.
Символы серии Кали Юга можно трактовать достаточно широко, доступны самые разные аллюзии..
Объединяющим элементом является символ колеса и вечного движения, у которого не существует исхода.

Это может означать атомизацию и разобщенность современного общества, где обособленная и обреченная на экзистенциальное одиночество личность, движется по своей траектории, подобно тому, как движется элементарная частица вокруг атомного ядра.

Или это аллюзия черной дыры, умершего Солнца.
Символ черной дыры, которая постепенно, но постоянно втягивает доступное для нашего разума пространство, неотвратимо сужая жизненное пространство.

Кстати серия пока не закончена, на выставке Вы можете увидеть только часть работ.
Почаще заглядывайте на мой сайт NIKOLENCO.RU — новые работы будут публиковаться там

 

Стиль Ваших графических работ 90-х и нынешний стиль графики очень отличается. Если в более ранних работах явно присутствует аналитическая составляющая, выраженная в строгих, четких линиях, то сейчас стиль стал более экспрессивным, теперь в Вашей графике больше движения и энергии.

Является ли это различие результатом эволюции Вашего творчества, Вашего личного развития как художника или этому есть иное объяснение ?
Очевидно что причина этого в переходе на больший формат, использование кистей и более экспрессивной, «живописной» техники письма.
Я бы тут отметил, что это эволюция не только художника, но и личности. Принято считать, что человек не меняется с течением времени. Это действительно так, но мне думается что основная масса возможностей и талантов, которыми в полной мере наделен каждый человек, просто не актуализирована, то есть — «спит».
Под влиянием каких либо жизненных обстоятельств, эти способности могут быть актуализированы. Часто это становится большой неожиданностью для друзей и знакомых такого человека.
Еще несколько лет назад я не думал, что так много и продуктивно стану работать с живописью, скорее я бы предпочел заниматься графикой.
Но случилось то, что случилось: за 2014 год я написал около 100 живописных работ, хотя до этого писал не более нескольких картин в год.
Видимо этот поворот в сторону живописи, в том числе, и повлиял на стиль и манеру моей новой графики.

 

На выставке FUTURUM Вы представляете новую серию живописи «Горизонты», выполненную в стиле минимализма.

Кроме моря, неба и линии горизонта там ничего не изображено.

Как эта новая серия связана с вашим выставочным проектом FUTURUM ?

Что вы пытаетесь выразить в этой серии — горизонт, как символ надежды на будущее или…?

Действительно, «Горизонты» это новая серия, хотя и во многих моих прошлых работах есть этот образ, этот мотив.

Это вообще достаточно популярный мотив у современных художников.

Что касается проекта FUTURUM, то практически все работы, которые представлены в нем, так или иначе связаны с понятием горизонта, например — с горизонтом событий будущего.

Многие из нас слышали это словосочетание — «горизонт событий будущего».

Тем не менее, позволю себе небольшой рассказ на эту тему.

Горизонт событий будущего существует для нас в нашей Вселенной, если верна современная космологическая модель ΛCDM. Если говорить более конкретно, то горизонт событий будущего это один из основных признаков существования черной дыры. По мнению исследователя из MIT Haystack Observatory, Шепа Доулемена (Shep Doeleman), «…как только объекты пересекли горизонт событий черной дыры, они навсегда пропадают. Эта односторонняя дверь из нашей Вселенной. Вы сможете выйти, но больше никогда не войдете обратно» — говорит он. Связано это с другим феноменом — гравитационной сингулярностью, точкой где не действуют законы пространства-времени.

Сингулярность вообще, это некий момент, ключевая точка, в которой привычные объекты, стихии и явления начинают вести себя необычным, непрогнозируемым образом.

Интерес к этой теме не влияние посленего времени — ровно 10-ть лет назад я писал для одного популярного московского издания большую статью-исследование, посвященную влиянию новейших технологий, IT, интернета, технологий виртуальной реальности на наш мир, на его будущее. В этой статье затрагивалась, в том числе, технологическая сингулярность.

Проект FUTURUM это исследование визуального отображения этих непростых для осознания и восприятия феноменов — сингулярности, пространства, времени, будущего.

Конечно, все вышесказанное можно считать околонаучным бредом.

Но доказывать и научно обосновывать это все же задача ученого, не художника.

Мне как художнику интересен сам феномен сингулярности, его символическое, семантическое и когнитивное наполнение.

Безусловно, что я в этом далеко не одинок: феномен черной дыры и ее воздействия на время и пространство достаточно широко представлен в научно-популярных и фантастических фильмах и является настоящим вызовом для художников-визуализаторов этих сцен.

Обратите внимание, как в таком кино визуально решены сцены, в которых показана черная дыра и феномены, с ней связанные — горизонт будущих событий, гравитационная сингулярность.

Самый свежий пример – посмотрите как впечатляюще это сделано в научно-фантастическом фильме Кристофера Нолана, Интерстеллар. На мой взгляд, художники, работавшие над этой сценой, успешно и талантливо справились с этой непростой задачей.

И  заключительный вопрос: каким Вам представляется будущее Вашего творчества, какие у Вас планы на будущее, как у художника ?   

Никто не может знать будущего.
Но художнику порой приоткрывается завеса неизвестности и он видит некоторые очертания будущего.
Если говорить более конкретно, мой менеджер в настоящее время ведет переговоры с рядом художественных галерей, расположенных в городах Северной Европы, Скандинавии и Прибалтики.
Мне кажется, мое творчество будет близким, понятным и интересным по восприятию для зрителей этих стран и этого региона Европы.
Я сам родился в городе Лиепая в Латвии, поэтому мне, на очень глубоком уровне, близка как природа Балтии, так и архитектура старых ганзейских городов.
Вообще, вся моя жизнь проходила в местах, расположенных на берегу моря.
На уровне личного восприятия мне очень близка величественная сила больших масс воды и грозное очарование огромных пространств, где можно созерцать встречу стихий воды, неба и земли.

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к дискуссии?
Приглашаем поучаствовать!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *